Каталог статей

Головна » Статті » Дослідження

Украинки-милитари

СОГЛАСИТЕСЬ, НЕПРОСТО В ЭТОМ МУЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ, ЗАФИКСИРОВАННОМ НА ФОТОПЛЕНКУ В 1918 — 1919 ГОДАХ, УГАДАТЬ «ЧОРНОШПИШНИЦЮ» ТАТЬЯНУ. ЭТО ОДНА ИЗ КОПИЙ ФОТОДОКУМЕНТОВ, СОБРАННЫХ В МУЗЕЕ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ПАМЯТИ ГЕРОЕВ КРУТ», КОТОРЫЙ НЕДАВНО ПОСЕТИЛА РЕДАКЦИЯ «Дня» И УЧАСТНИКИ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ «НЕВЕСТЫ» (ИЗ ЦИКЛА РАБОТ «МАЗЕПИАНА») ИЗВЕСТНОГО УКРАИНСКОГО ХУДОЖНИКА-ГРАФИКА СЕРГЕЯ ЯКУТОВИЧА

 

Женское воспитание в Украине традиционно предусматривало не только, как многие считают, навыки ведения домашнего хозяйства. Учитывая специфическую роль украинской женщины, которую ей приходилось исполнять на протяжении веков непростой и драматической истории, этот стереотип требует пересмотра. Так же, как и якобы эталонные образы украинских женщин. Заплаканная, презираемая собственными детьми мать, которая стоит на коленях. Или другая крайность — легкомысленная панянка в веночке, которая ходит по садочку, поет и засматривается на парней. Оба стереотипа испокон веков были навязаны украинцам. Вместе с тем, немногие знают, что во все времена украинские женщины могли отправляться в бой наряду с мужчинами. Наша история преподносит нам целую галерею портретов мужественных, сильных и решительных женщин. «Казацкое воспитание свойственно как для парней, так и для девушек. Оно предусматривает воспитание в любви к своей земле, роду, народу, умение быть свободными и сильными — как физически, так и духовно», — утверждает Наталья ПРИСТУП, преподаватель детского тренировочного лагеря «Казацкая крепость». Своими знаниями о традиционном женском воспитании, которое часто включало боевые элементы, Наталья поделилась с «Днем».

Женские милитаристские группировки действовали на территории Украины в различные времена. Амазонки, женщины-сарматки, поляницы-богатырши, воевницы (те, кто нес службу в войске князя Святослава)... Как им удавалось противостоять физически более сильным соперникам, мужчинам? Исследователи боевых искусств утверждают, что, к примеру, амазонки имели собственную боевую тактику, основанную на хитрости и гибкости. Притворившись слабыми и беззащитными, они коварно наносили удар тогда, когда соперник этого ожидал меньше всего. Не чужды им и женские чары — археологи свидетельствуют: в погребениях женщин-воинов наряд с оружием найдены также косметические средства, серьги, браслеты, гребешки.

Как именно происходило в Украине по-женски милитаристское воспитание, доподлинно неизвестно. Наверняка можно утверждать, что оно предусматривало умение рубиться мечом, ездить верхом, стрелять из лука, метать копья. Учили младших опытные женщины-воины. Кстати, мало кто знает, что хорошо известный нам из сказок образ «бабы Яги» происходит от древнеславянского «ягать» (что значит «ехать на коне впереди войска») и «баба» (аналог слова «богиня»). Поэтому, вероятно, ягинями называли старых женщин-воинов, которые помогали своим молодым «коллегам» овладеть военным делом.

Из систем военного воспитания женщин, уцелевшей до нас дошла только спартанская, элементы которой позаимствовали позднейшие военные женские формации. Возможно, подобной системой пользовались и украинские амазонки.

Следовательно, до 7 лет девушек приучали жить в жестких условиях: купали в холодной воде, выставляли на холод в легкой одежде, приучали к темноте, простой еде. С 7 до 14 лет девушки ходили в школу, где их ждал серьезный перечень дисциплин. В частности, грамота, история, риторика, стихосложение, игра на музыкальных инструментах, танец, метание копья и диска, бег, борьба, бой на кулаках, прыжки, охота. В 14—15 лет происходила своеобразная «проверка знаний» — подростки осуществляли облавы на рабов, демонстрируя результаты своего физического воспитания. Возраст 15—20 лет был предназначен для освоения оружия, строевой подготовки, пятиборья, военных танцев, управления военными отрядами. Ведь из-за отсутствия мужчин именно женщины держали в повиновении рабов и охраняли свои города.

В Украине, во времена Киевской Руси, основной акцент в женском воспитании приходился на светское и духовное образование. Так, имеем свидетельство, что княжна Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, основала школу для девушек, где учили грамоте, письму, игре на музыкальных инструментах и рукоделию. Девушки изучали также математику, риторику, иностранные языки. Для сравнения, в то время правители Европейских стран не умели ни читать, ни писать.

Параллельно со светским, женщинам-русичам доступным было также военное образование. Свидетельство тому — девичьи наряды жены Князя и упоминания о дочерях и женах богатырей — ловких богатыршах. Несмотря на введение христианства на Киевской Руси, женское обучение по исконным традициям продолжалось. И хотя позже, под натиском патриархата, женские милитарные группировки исчезают, украинские женщины могли выступать в бои наряду с мужчинами во все времена.

Арабский путешественник Павел Халепский, путешествуя по Украине в 1654—1656 годах, на которые пришелся разгар освободительной войны против шляхетской Польши, с искренним удивлением писал об украинских женщинах: «Мы заметили прекрасную черту, которая разожгла наше изумление: все они, за исключением немногих, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковное пение...» Явление, следует отметить, абсолютно нехарактерное как для Востока, так и для Запада, где образованная женщина была скорее исключением, чем правилом.

Орест Левицкий, один из первых президентов Всеукраинской академии наук (сегодня — Национальная академия наук Украины), известный историк и этнограф начала ХХ века, писал: «Независимости украинской женщины-шляхтянки могла позавидовать дворянка любой европейской страны. Потому что она была равноправна с мужчиной, имела такие же гражданские права, личную независимость, как ее муж». Об этом свидетельствует и брачная традиция. В отличие от восточных народов, украинская девушка вступала в брак по доброй воле и приносила с собой приданое. Не похищенная, не купленная и не привезенная, она была хозяйкой, владеющей имуществом и свободно им распоряжающейся.

Еще в XVIII веке за женщиной оставалось даже право дарить либо лишать жизни. Мужчину, осужденного на смерть, отпускали, если какая-то девушка выявляла желание связать себя с ним узами брака. Из-за отсутствия своих властных мужчин, гетманьши иногда брали на себя всю полноту власти, в том числе — подписывали универсалы. Так, сохранились административные документы жены Богдана Хмельницкого, Анны Золотаренко, которые свидетельствуют о ее образованности и понимании тогдашних проблем Украины. Задокументированы подписи жен гетманов и казацкой старшины Петра Конашевича-Сагайдачного, Даниила Виговского (родного брата известного гетмана). Жена фастовского полковника, руководителя освободительного движения на Правобережной Украине Семена Палия, Мотря, во время отсутствия мужа сама принимала и вела переговоры с иностранными послами. Не случайно возникла присказка о безвольном гетмане Иване Скоропадском и его деятельной и заводной жене, гетманьше Анастасии: «Настя носит булаву, а Иван — плахту», — шутили казаки. Женщины также участвовали в подписании важнейших государственных соглашений. Например, в списках, которые утверждали либо отрицали действие Люблинской унии 1569 года, находим десятки женских имен.

Во времена Казатчины воспитание девушек-крестьянок и дочерей шляхетских казацких родов отличалось.

Крестьянки умели обороняться палкой, косой, серпом, — всем, что было под рукой. Когда мужчины шли в поход, защищать поселение приходилось женщинам. Исследователи феномена характерничества, писатели Валерий и Наталья Лапикуры описывают эпизод, который они нашли в одной из польских хроник. Он описывает, как во время нападения турков на глухой украинский хутор, на защиту дома вышла девушка с двумя саблями в руках. За считанные минуты «казацкой мельницей» она убила больше 10 человек. Остальные же в ужасе убежали.

Также девушки из шляхетских родов владели ружьем, саблей, знали военные маневры, и даже могли руководить казачьим войском во время отсутствия мужа.

Казаки приучали своих дочерей быть гордыми, независимыми и смелыми. Считалось, что девочка, которая пережила сильный испуг, не сможет родить храбрых сыновей-казаков. Казачка была свободной, и имела право выйти замуж за свободного казака (не крепостного, и не торговца), чтобы их наилучшие качества унаследовали дети. Считалось, что лучше погибнуть, чем достаться врагу, поэтому часто в беспокойные времена казачки добровольно причиняли себе смерть, чтобы не быть униженными.

Как свидетельствуют архивные документы, в ходе одного из восстаний под проводом Богдана Хмельницкого, в отряде крестьян Сулимова участвовало много женщин. Во время обороны Буши, сотниковна Орыся Зависна, чтобы не сдаваться врагу, подорвала себя в крепости с сотнями врагов. Анна Борзобагатая-Красенская, которая управляла казной Луцкой епархии, во время нападения на ее имение князя Андрея Курбского (русского беглеца и личного врага царя Ивана Грозного), отразила атаки отряда в несколько сот человек шляхты, и с мечом в руках разогнала войско польского короля Стефана Батория. А София Ружинская, волынская княгиня, во главе военного отряда, который насчитывал 6 000 человек пехоты и конницы, приступом завладела замком князей Корецких в городе Черемош. После смерти четверых старших братьев, в 18 лет атаманша Маруся Соколовская возглавила войско, состоявшее из нескольких тысяч повстанцев. Можно вспомнить женщин-хорунжих в рядах Сичевых Стрелков — Софию Галечко и Елену Степанив, которые слыли самыми образованными женщинами того времени (первая — магистр философии, вторая — историк). А своенравная анархистка Маруся Никифорова? А жена Нестора Махно Анна?..

В наше время казачек также воспитывают.

— Мы делаем акцент как на физическом, так и на духовном воспитании девушек, — рассказывает Наталья Приступ об особенностях девичьей закалки в детском тренировочном лагере «Казацкая крепость». — Речь, прежде всего, идет о занятиях по боевым искусствам, преподавании основ самозащиты, выживания в экстремальных условиях. Например, для многих может показаться странным, что девушки с длинными волосами могут обороняться при помощи своей косы... Физическая подготовка совмещается в лагере с рукоделием, которому мы так же уделяем много времени. Делаем ляльки-мотанки, изучаем символику украинской вышивки. Также мы приближаем девушек к национальным корням — знакомим с основными украинскими обрядовыми обычаями, песнями. Важно также, чтобы они учились мыслить экологическими категориями, ведь сама окружающая среда является неисчерпаемым источником и физической, и духовной энергии.

Следовательно, традиция сильных духом и телом женщин продолжается и по сей день!

 Маша ТОМАК, «День», Наталья ПРИСТУП, детский тренировочный лагерь «Казацкая крепость»

№127, п'ятниця, 24 липня 2009



Джерело: http://www.day.kiev.ua/290619?idsource=277464&mainlang=rus
Категория: Дослідження | Додав: gender (26.07.2009)
Переглядів: 1224 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всього коментарів: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Реєстрація | Вхід ]
Середа, 22.11.2017, 20:38
Вітаю Вас Гость

Категорії

Актуальне інтерв'ю [30]
Ґендерна журналістика [103]
Аналітика [47]
Дослідження [20]
про нас пишуть [27]
Жіночі історії [11]
Практичні поради [1]
Дискусійний клуб [30]
Коментарі [4]

Вхід

Пошук

Партнери


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0