Каталог статей

Головна » Статті » про нас пишуть

Чего хочет женщина?

1 сентября 2013

 
В обществе, где половина населения страны воспитана однополыми парами: мамами и бабушками, где вся система образования построена на женском труде, а декретный отпуск берут лишь 2% мужчин, разговоры о равноправии полов когда-нибудь должны были перейти в практическую плоскость. И вот на днях в Харькове произошло без преувеличения неординарное событие. В нашем городе открылся не имеющий аналогов в Европе Музей женской и гендерной истории. В нем можно не только увидеть памятник кастрюле, выкинуть в корзину для мусора туфли на высоком каблуке, узнать, сколько месяцев в году тратит женщина на мытье посуды, но даже под вой сирен провести ночь в атмосфере оккупационного Харькова. Поскольку нога журналиста еще сюда никогда не ступала, приоткрою некоторые тайны этого экстравагантного во всех отношениях музея.

Необычная экспозиция насчитывает около трех тысяч экспонатов. Чего здесь только нет: от глобуса, на котором отмечены страны, в которых приняты законы о гендерном равенстве до игрушек, одежды, книг и фотографий сексистского характера, рассказывающих о дискриминации женщин. 



Для тех, кто не в курсе сообщу, что английское слово «gender» - означает социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как оно воспринимается окружающими. Если говорить совсем примитивно, то пол – это то, что у человека между ногами, а гендер – то, что у него в голове. Учитывая, что в Украине по-прежнему на десять девчонок приходится девять ребят, в музее говорят не только о женских проблемах. Есть здесь и стенды, посвященные и мужчинам. 

Один из них так и назван - «вымирающий вид». 



Хотя большая часть коллекции все же посвящена женской истории и борьбе женщин за свои права. Если в начале прошлого века чикагские домохозяйки требовали уважения к себе, громыхая на улице кастрюлями, то в сегодняшнем быстроменяющемся мире современные леди находят более изысканные способы борьбы против дискриминации.



На данный момент в мире насчитывается более 50 музеев, рассказывающих о борьбе женщин за равноправие, но харьковский, по праву, может считаться уникальным. Если, скажем, в Италии в основу коллекции положена трансформация моды, синегалки сделали акцент на обучении традиционным видам работы, а в Австралии экспозиция располагается в здании бывшей тюрьмы (со всеми вытекающими отсюда последствиями), то первый украинский музей является гендерным в прямом смысле этого слова. То есть, он повествует о полной паритетности полов, которая направлена на сотрудничество и возможность реализации творческого потенциала, как мужчин, так и женщин.



Причем, некоторые аспекты феминизма у «пересічного» украинца могут вызвать самый настоящий культурный шок. Например, здесь вам докажут, почему «Золушка» в редакции Шарля Перро гендерно не корректна. Что мальчик, несущий портфель однокласснице в «Энциклопедии юных леди», формирует неправильный стереотип мышления. 



Покажут скандинавские книги сказок, где девочка играет в хоккей, идет на войну, сражается с драконом и в конце повествования освобождает принца из пещеры. 



Очевидно, что украинское общество пока не готово к такому повороту событий, но кто еще недавно мог подумать, что тема гомосексуализма станет предметом дискуссий, заполонит СМИ и будет вынесена на обсуждение Верховной Рады с персональным голосованием. 

Изюминкой музея является специальная – «женская» - комната, в которой собрана коллекция предметов быта, одежды и орудий труда украинских женщин разных времен. 

В качестве наглядного пособия дискриминации представлен пяти килограммовый утюг, работающий исключительно на углях. 



Для глажки белья дамам предстояло немало потрудиться, чтобы постоянно поддерживать внутри прибора тление огня. Здесь же находится оригинальный памятник кастрюле, напоминающий, что в среднем на приготовление пищи женщина тратит 5 лет жизни и еще 15 месяцев у нее занимает мытье посуды. 



Любопытно, что в этой маленькой и темной комнате плотно закрыты шторы. Зато, когда они раздвигаются, из окна виден другой мир, где женщины наравне с мужчинами спускаются в шахты, трудятся на заводах, работают в поле, с оружием в руках защищают Родину. При этом уже давно стало нормой, что средняя оплата их труда на 30% меньше зарплаты мужчин. Собственно, многие усматривают здесь одну из причин деградации в последнее время таких профессий как учитель, врач, журналист. Можете сюда добавить кого угодно: от повара до парикмахера. 

Не оттого ли у нас учебный год напоминает беременность – длится 38 недель, зато начинает тошнить уже на вторые сутки. Кто может назвать за годы Независимости Украине хоть одну женщину министра образования? Это при том, что педагогические коллективы в садиках, школах, интернатах почти на сто процентов состоят из дам постбальзаковского возраста. Не случайно венчает «женскую» музейную комнату со шторами в неоцененный мир, высокий стеклянный потолок с деньгами. 



Такой себе недвусмысленный символ, что женщина не имеет к ним отношения, а чтобы заработать их в патриархальном мире ей приходится приложить гораздо больше усилий, чем представителям противоположного пола. И даже как-то гармонично рядом с предметами домашнего обихода, смотрятся здесь обрезанные крылья, олицетворяющие нереализованные возможности прекрасной половины человечества, да простят меня за столь не гендерный термин феминистки.

Кстати, в музее можно узнать и о том, что понятие «феминизм» - как теорию равенства полов – введен в оборот не эмансипированной барышней, а импозантным французским мужчиной. Еще в конце XVIII веке социалист-утопист Шарль Фурье говорил, что «социальное положение женщины есть мерилом общественного прогресса». 



Именно он первым начал именовать феминистами сторонников и поборниц гендерного равноправия, а сейчас этот термин имеет более 300 толкований. Что-то там говорить, некоторые ученые уже доказывают наличие в природе более двух полов, а количество гендеров вообще не поддается исчислению.

Как уверяет создатель музея Татьяна Исаева: «Половая дискриминация в нашей стране начинается со школы. Возьмите современный учебник по трудовому обучению. В нем девочка изображена с кастрюлей, а мальчик – сидит за компьютером. Такие стереотипы формируются в украинском обществе повсеместно. Например, если мужчина захочет работать медбратом, то в трудовой книжке ему все равно запишут «медсестра», ибо специальности «медбрат» отечественное законодательство не предусматривает». В музее, кстати, есть на эту тему весьма любопытный экспонат – зажим для галстука на женской военной рубашке. 



Как известно, в украинской армии девушки носят рубашки с застежкой на женскую сторону, но вот зажимы остались прежними. Курьез состоит в том, что если зажим прицеплять к галстуку с другой стороны, то герб Украины будет вверх ногами.
Помимо повествования о выдающихся соотечественницах и их открытиях, в харьковском музее имеется виртуальная коллекция средств пыток, созданных человечеством для женщин. К ним феминистки относят пояс верности, корсеты, паранджу и даже туфли на 15-ти сантиметровых каблуках. 



Мужчинам прямо на входе предлагают провести экскурсию в непривычной для них обуви, а потом порассуждать на тему качества дорог или отсутствия пандусов.

Еще один необычный экспонат – детская игрушка, которая моделирует ситуацию на ферме. 



Одна фигурка в виде крайне агрессивного мужчины с плетью в руке изображает пастуха, другая - женщину с ведром, явно запуганную происходящими событиями, подразумевает под собой доярку. 

В музее (посещение которого, кстати, бесплатно) много фотографий, значков, сувениров из разных стран мира. 



Есть футболка с президентской кампании Хилари Клинтон, письмо из канцелярии Ангелы Меркель, предметы, подаренные Юлией Тимошенко. С помощью специально изготовленных панорам наглядно показана роль женщины в разные эпохи. 



Причем, если вы до сих пор считаете, что в первобытнообщинном обществе мужчины бегали за мамонтами, а их жены разводили огонь в пещерах, то с вами проведут гендерный ликбез. Сильные кроманьонки тоже ходили на охоту, а слабые мужики сидели у домашнего очага – феминистки на этот счет готовы предоставить чуть ли неоспоримые доказательства. 

Между прочим, уже не первый год при семи харьковских вузах активно действуют гендерные центры. На эти темы говорят не только в высшей школе, но и проводят занятия со старшеклассниками и даже обучают детей меняющимся социальным ролям мужчин и женщин в начальных классах. 



О чем пишут и как иллюстрируют проблему равенства полов харьковские школьники, собраны целые тома, но это тема отдельного разговора.



Рисунки детей «Ура! До трех лет я с папой!» в Европе давно уже стали нормой. В шведском обществе не первый год ведется дискуссия, почему только 30% мужчин пользуются правом на декретный отпуск, тогда как в Харьковской области уход за детьми с получением положенных по закону денег оформили лишь 2% пап. Борцы за гендерное равноправие любят приводить сравнения с Европой, куда мы сегодня так стремимся. 



Скажем, в той же Швеции в парламенте женщины составляют 48%, в то время как в Украине народными избранницами являются 10%. Причем, как говорят сами скандинавки, еще в 60-70 годы прошлого века у них процветало беспробудное пьянство. Но затем, когда в стране началась реализовываться государственная гендерная политика, и женщины начали принимать равноправное участие на уровне принятия решений, деньги начали распределяться совершенно по-другому принципу, а общество стало более цивилизованным.

Поскольку официально открытие музея приурочили ко дню освобождения Харькова, то целый зал в нем отвели условиям жизни женщин в оккупации. 



Чтобы прочувствовать на себе, что такое военный быт, каково есть макуху и попытаться уснуть под вой сирен сотрудники музея предлагают посетителям оригинальную услугу – ночь в оккупированном Харькове. 



В комнате, обставленной в интерьере 1943 года, женщины действительно прятались от бомбежек, поэтому аура здесь вполне соответствует представленным экспонатам. А когда в темноте на полную громкость включают звук сирен, то можно только догадываться, что испытывали дети и их матери под аккомпанемент настоящих обстрелов 70 лет назад.

Будем откровенны, вряд ли большинству жителей «первой столицы», (причем вне зависимости от пола), то о чем говорят и показывают в музее, понравится. Сама тема гендерного равноправия вызывает у рядового украинца если не раздражение, то, как минимум, искреннее недоумение. 



Однако, хотим мы того или нет, но современный мир стремительно меняется. И если сто лет назад женщины боролись за право участвовать в выборах, то сегодня феминистки поднимают вопросы иного порядка. Например, почему женщины в Украине контролируют лишь 5-10% экономических ресурсов, отчего так выходит, что девочки в школе учатся лучше, а среди профессоров их единицы, чем можно объяснить неизменную статистику тюрем, что большинство преступлений совершаются дамами от отчаянья. И, наконец, чего же на самом деле хочет Бог, если для нас, мужчин, женское сердце по-прежнему остается потемками.
chist.jpg

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™

Все статьи автора




Джерело: http://glavnoe.ua/articles/a8313
Категория: про нас пишуть | Додав: dvm (03.09.2013)
Переглядів: 249 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всього коментарів: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Реєстрація | Вхід ]
Четвер, 08.12.2016, 13:54
Вітаю Вас Гость

Категорії

Актуальне інтерв'ю [29]
Ґендерна журналістика [100]
Аналітика [46]
Дослідження [20]
про нас пишуть [25]
Жіночі історії [11]
Практичні поради [1]
Дискусійний клуб [30]
Коментарі [4]

Вхід

Пошук

Партнери


Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0