Роль женщины в процессе воспроизводства населения Беларуси переосмысливаются не как вопрос выбора, а как вопрос долга. Тело женщины представляется как «тело нации», которое должно быть взято под опеку государства и церкви для возвращения в семью.
К сожалению, в современной Беларуси распространены разнообразные формы дискриминации по признакам гендерной и сексуальной идентичности. Отталкиваясь от этого, мы, участники феминистского проекта «Гендерный маршрут», в этом году работали в области продвижения идей толерантности, преодоления традиционных стереотипов и предписаний в отношении гендерных ролей.
«Гендерный маршрут» был создан креативной женской группой для продвижения идей феминизма в беларусском публичном пространстве.
Мы выступаем против патриархата, гетеронормативности и традиционной политики определения идентичностей, против сексизма, гомофобии и дискриминации групп и людей, основанной на сексуальной и гендерной идентичностях. Важнейшие формы нашей работы – организация конференций, круглых столов, проведение лекций, воркшопов, написание текстов (52 статьи за прошедший год). Все они служат в качестве важнейших элементов пространства для критических дискуссий.
В широком смысле, феминизм – это общественно-политическое движение, которое направлено на устранение дискриминации по отношению к женщинам во всех сферах жизни. Писательница Олимпия де Гуж в 1791 году подготовила «Декларацию прав женщины и гражданки», которую историки считают первым манифестом феминизма Нового времени. С того времени идеи феминизма приобрели различные формы и воплощения.
Феминизм – это равенство прав и возможностей
Дискриминация женщин в обществе проявляется в разных формах: от непосредственно физического и сексуального насилия до сдерживания в карьерном росте, ограничения в профессиональном выборе. Часто высокопоставленные лица государства позволяют себе откровенно сексистские высказывания в отношении женщин.
Александр Лукашенко, президент Беларуси: «Президентское кресло я бы не уступил женщине только по той причине, что это не женское дело»
Лидия Ермошина, председатель Центризбиркома: «Я ужасно разочарована женской частью молодого поколения – они отвратительные матери, они скверные жены, они недобрые, немилосердные люди. Поэтому – надо их быстрее призывать к борщу, детям, книгам и так далее… Давно эти дамочки, которые блуждали по этой площади, книжки своим детям читали? ... Я считаю, что если ты становишься матерью, для тебя не существует ничего, кроме твоего ребенка».
В Беларуси существует гендерная сегрегация на рынке труда, многие профессии остаются для женщин слабо доступными, а вклад/труд женщин нивелируется (например, положение женщин в арт-среде, сфере государственного управления, науке). Несмотря на высокий уровень квалификации, доступ женщин «во власть» ограничен. При этом именно женщины доминируют в непроизводственных отраслях, в которых оплата труда значительно ниже. Важно также иметь в виду, что женщины выполняют тройную работу – они заняты в профессиональной сфере, домашними делами и уходом за ребенком, в то время как мужчины не хотят включаться в приватную сферу.
Феминизм – это подрыв церковно-государственного союза
Логотип феминистского марша «Церкви и Государству время жить раздельно», «Феміністична Офензива» (Киев, Украина)
В последнее время государство стало позволять церкви влиять на социальную политику в нашей стране, прикрываясь словами о возрождении христианских ценностей. Православная церковь все чаще начинает вмешиваться в работу различных социальных институтов, пытается оказывать влияние на политику государства. Церковь претендует на закрепление своей идеологии не только как доминанты для верующих, но и вообще для всей страны, однако религиозно-этические нормы еще не обрели статус закона и не стали обязательными для всех.
Тем не менее, церковь всеми силами пытается сделать свою позицию и идеологию общепринятой, особенно посредством усиления своего влияния.
Например, в этом году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Союзом сестричеств милосердия БПЦ и Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА). Это значит, что одна из структур БПЦ официально приступает к реализации проекта «Развитие национального потенциала РБ в целях противодействия домашнему насилию в условиях достижения гендерного равенства». Как уже отмечалось, насилие в отношении женщин остается широко распространенными явлением в Беларуси и принимает разнообразные формы: убийство, изнасилование, избиение, эмоциональное насилие, психологические манипуляции, преследование, оскорбление, унижение, непристойные телефонные звонки, ограничение активности, сексуальные домогательства на рабочем месте и т.п. Но почему беларусские женщины, страдающие от насилия, должны обращаться в церковный приют? Не потому ли, что сегодня БПЦ отведена «роль хранительницы нравственных и культурных ценностей беларусского народа»?
Феминизм – это критика и развенчание псевдогендерного подхода
«Феминизм – это радикальное напоминание о том, что женщины – люди»
Реализуемая в Беларуси гендерная политика преследует две задачи: выполнение обязательств перед международным сообществом (в этом случае гендер выступает в роли показателя демократического развития страны) и решение проблемы семейно-демографической ситуации (которую можно выразить емким «заставить женщин рожать и работать»).
Анализ периодически происходящих государственных мероприятий показывает, что женщина в рамках этой политики представлена как мать и хранительница очага, которая способна еще быть профессионалом в области женских специальностей. Тут происходят трансформация и встраивание гендерного знания в определенно заданные и социально легитимные рамки. Преобладающим является поло-ролевой подход, который использует гендерные исследования как возможность пропагандировать значимость семьи и традиционные роли женщины в обществе.
Гендерная социализация современных детей также происходит в рамках поло-ролевого подхода, и именно отсутствие реальной образовательной политики в области гендерного равенства и разнообразия моделей (например, двухкарьерная семья) способствует воспроизводству гендерной дискриминации, ограничивает потенциальные возможности развития каждой личности, но особенно девочек. Подобные выводы мы можем сделать на основании наших исследований уровня гендерной компетентности основных участников образовательного процесса, школьных учебников и учебных пособий.
Феминизм – это право самой решать, быть или не быть матерью
«я мечтаю о мире, где женщинам не обязательно иметь детей, чтобы ощущать себя полноценно», «Мечты для женщин» – коллективный феминистский арт-проект по созданию открыток, журнал «Antigone»
В постсоветской Беларуси материнство остается ключевым компонентом осмысления роли женщины в обществе.
Ответственность за прирост населения возлагается на женщин, и государственная политика направлена на активизацию их репродуктивного поведения.
Все это подается как возврат к «традиционным ценностям беларусского народа». Соответственно, роль женщины в процессе воспроизводства переосмысливаются не как вопрос выбора, а как вопрос долга. Тело женщины представляется как «тело нации», которое должно быть взято под опеку государства и церкви для возвращения в семью.
Представленная установка нуждается в основательной критике. Кроме того, важно критически переосмысливать понятие «правильного/нормального» материнства. Материнство является социальным институтом со своими правилами, четкими определениями и формулировками. И все это едва ли имеет отношение к «естественности», собственным желаниям и переживаниям женщин.
Сегодня государство не в состоянии предложить женщине достаточных социальных и материальных гарантий при рождении детей. В такой ситуации именно муж становится важным экономическим ресурсом выживания семьи с детьми. Для женщины в современном беларусском обществе материнство превращается в проблему и требует тщательного планирования. Часто при выборе работы женщины ориентируются на те варианты, которые позволят лучше совместить материнство и трудовую деятельность. И это, конечно, государственный сектор с низкими зарплатами.
Феминизм – это борьба за репродуктивные права
Феминистский трафарет Умной Маши
Несмотря на формальную закрепленность ряда репродуктивных прав в Беларуси, эти права, во-первых, не всегда работают на практике, а во-вторых, часто оспариваются со стороны государства и иных субъектов публичного пространства (примером может служить введение ограничений на продажу оральных контрацептивов и применение репродуктивных технологий, попытки инициировать запрет на проведение абортов и др.). Наконец, в-третьих, репродуктивные права подвергаются моральной оценке и осуждению. Тем самым моральные нормы становятся политическими инструментами контроля репродуктивного поведения женщины. Такие шаги со стороны власти призваны еще сильнее подчеркнуть подчиненное положение женщины в обществе, где государство постоянно манипулирует женским телом. Воспринимаемая как «репродуктивный потенциал» и «демографический резерв», женщина вынуждена следовать за указаниями «сверху», не обладая возможностью самой распоряжаться полнотой репродуктивных прав.
В этом году, благодаря совместным усилиям журналистов и экспертов, удалось не допустить принятия парламентом законопроекта «О вспомогательных репродуктивных технологиях» с акцентом на то, что услуга ЭКО будет предоставляться только женщинам, находящимся в официальном браке. Однако само обсуждение такой возможности демонстрирует попытку введения новых различий и ограничений в правах в отношении незамужних беларусок, что является дискриминацией.
Феминизм – это борьба против гегемонной маскулинности
Положение женщины зависит от концепций маскулинности, которые существуют в обществе. Категория «мужского» всегда маркируется в обществе как что-то «сильное», «доминантное», в то время как «женское», наоборот, осмысливается как «слабое» и «подчиняемое». Соответственно, концепции маскулинности нужны постольку, поскольку они призваны поддерживать существующую систему, гендерные иерархии и властные отношения, неравенство, определенный способ социального и экономического производства и воспроизводства.
Это проявляется, например, в неравном распределении обязанностей в приватной сфере. Выход женщины в публичную сферу и призыв разделять ответственность за приватную сферу с мужчиной вызывают сильное сопротивление. Причем существование жестких представлений о том, каким должен быть мужчина, продуцирует большое количество проблем и для самих мужчин: это проблемы со здоровьем, меньшая продолжительность жизни, рискованное поведение, зависимость от категорий «состоятельности-несостоятельности», «успешности-неуспешности».
Феминизм – это равноправность разных типов сексуальных и гендерных идентичностей
В современной Беларуси распространены факты дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Это проявляется не только в искаженном понимании гендерной политики, которая поддерживает гендерную дискриминацию, но и в отсутствии зарегистрированных ЛГБТ-организаций в стране, а также в откровенно сексистских и дискриминационных заявлениях как на государственном, так и на повседневном уровне. Дискриминация может выражаться в умалчивании информации о разных вариантах гендерных и сексуальных идентичностей; в подчеркивании того, что есть «норма», а есть – «патология» (когда все другие, кроме гетеросексуальных, проявления артикулируются как «плохие» и «неправильные»); а также в ситуациях физического и морального насилия в отношении ЛГБТИ-людей (лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов).
В итоге в обществе поддерживается гетеросексуальность как единственный «нормальный» вариант сексуальности, а всё, что отклоняется от этой «нормы», патологизируется, маргинализируется и табуируется.
Поэтому мы считаем важным продвижение квир-теории, подрывающей подобную «норму». Понятие квир отсылает нас к незафиксированной сексуальной идентичности: «квир» – это отсутствие стремления определять себя в терминах той или иной стабильной идентичности.
Феминизм – это активизм
В нашем понимании, феминизм и активизм не отделимы друг от друга. Критика патриархатной системы требует переосмысления вопроса, какие стратегии сопротивления и преодоления мы можем выработать. В данном случае могут быть задействованы, например, образовательные и художественные обучающие практики, работа со СМИ и др.
Татьяна Щурко: Для меня особенно важным в этом году было то, что мы смогли консолидироваться с другими инициативами и организациями для продвижения гендерного и феминистского знания. Так, например, совместно с альтернативным арт-пространством ДК «Ля Мора» мы провели цикл открытых лекций. В Беларуси гендерная теория и исследования почти не представлены в системе образования, те программы, которые есть в наших университетах, содержательно вызывают много вопросов. В связи с этим важно обсуждать гендерную теорию за рамками конкретных государственных институций, используя возможности свободных пространств. Совместно с Центром гендерных исследований ЕГУ мы организовали гендерную панель на II Международном Конгрессе исследователей Беларуси. Объединившись с правозащитным проектом «ГейБеларусь», мы смогли провести конференцию «Квир-сексуальность: политики и практики». К Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин совместно с ОО «Радислава» мы приняли участие в велопрогулке «Не изобретай велосипед – позвони!». Во время акции раздавались информационные буклеты с телефонами экстренной помощи в случае столкновения с проблемой домашнего насилия, а также памятка, как себя вести в экстремальной ситуации.
Ирина Соломатина: Для меня был важен опыт участия в компании «Осторожно, милиция!», так как насилие в Беларуси носит системный характер. В стране существуют «старые стандарты», где главными средствами устрашения населения и наведения правопорядка являются резиновая палка, тычки, мат и ругань, т.е. традиция насилия, которая воспроизводится в деятельности сотрудников правопорядка. Мнение адвокатов и правозащитников в расчет не принимается. Но правоохранительные органы должны быть ориентированы на решение проблем граждан как высший приоритет своей деятельности. Такая социальная ориентированность правоохранительных органов означает направленность их деятельности на поддержание законности, защиту нормативных, этических и моральных связей и отношений в обществе от посягательства на них со стороны отдельных людей и организациями. А у нас получается, что на работе милиционер реализует программу «Дом без насилия!», целью которой является привлечение внимания общественности к проблеме бытового насилия и информационно-разъяснительная работа с населением по вопросам недопущения насилия в семье, а придя домой, истязает жену. В ОО «Радислава» регулярно обращаются жены милиционеров, которые оказываются бессильны как перед произволом собственного мужа, так и перед судебной системой. Продуктивной была также совместная работа с Хельсинским комитетом по исследованию дискриминации с последующей публикацией материалов исследования по Беларуси.
Ольга Бурко: Для меня особенно важным в этом году было то, что мы открыто заявили о себе как о феминистском проекте (инициативе), когда как в Беларуси это слово не популярно даже в тех организациях, которые занимаются «женскими вопросами». Что касается непосредственно нашей работы, то, как и мои коллежанки, считаю бесценным опыт сотрудничества с другими организациями, так как это сотрудничество еще раз подчеркивает тот факт, что права – это общая константа для всех групп населения, и что для достижения общих целей необходимо консолидироваться, договариваться и объединять усилия. Не могу сказать, что какая-то наша работа для меня важнее, так как считаю, что все осуществляется в комплексе: и публичные лекции, и воркшопы, и статьи, и акции. Для меня важным является именно то, что мы делаем разные проекты, не замыкаясь на одном формате, и такое разнообразие и постоянный поиск нового позволяют и объединяться, и выходить на новые группы и сообщества людей. Например, замечательно наблюдать консолидацию усилий исследователей на квир-конференции в Минске (надеемся издать книгу докладов) и консолидацию людей, которые заинтересованы в более глубоком понимании гендерной тематики (они регулярно посещают наши лекции), а также молодых и творческих участников наших воркшопов, проходящих в рамках «Института Будущего» (дружбу с которыми мы так ценим), и интерес и удивление прохожих во время акции-велопрогулки «Не изобретай велосипед – позвони!».