В российских школах стремительно растет число гендерных классов. Это родители вспоминают свои ужасные школьные годы и борются за оборонный потенциал
В какую школу отдать сына, москвичка Марина Журавлева решила уже давно: ее Никита будет учиться только в специализированном классе для мальчиков. В прошлом году он пошел в первый класс. «Мой муж мало времени проводит с сыном, - жалуется Журавлева. - С работы приходит поздно и сразу же за компьютер. Сидит в интернете, или с книгой, или перед телевизором. В выходные я тоже часто вдвоем с сыном. И денег в семье тоже больше я зарабатываю». Раз перед глазами у мальчика нет сильного и ответственного мужчины, решила Марина, пусть его в школе этому учат, чтобы «не вырос тряпкой». Никита учится на одни пятерки и, по словам мамы, ведет себя как истинный джентльмен. В России уже более семисот школ, полностью или частично перешедших на так называемое гендерное обучение. Его еще называют поло-личностное. С каждым годом их все больше, так что педагоги решили объединить усилия и всерьез заняться разработкой методик раздельного обучения. В конце сентября в Железногорске, в Красноярском крае, состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция на эту тему. На первое место была выдвинута та самая проблема воспитания будущего мужчины, которая волнует Марину Журавлеву. Начиная со второй половины ХХ века, возвестили участники конференции, психологи, медики и социологи во всем мире, в том числе и в России, наблюдают очень неприятную вещь. Речь идет о «нарастающем процессе изменения традиционных особенностей мужской и женской личности и приобретения ими качеств, свойственных представителям противоположного пола». Это только присказка. Мир стал рушиться: «Инфантилизация и угасание мужских качеств у юношей, снижение их трудового и оборонного потенциала, снижение детородного потенциала у молодых мужчин и женщин, рост врожденной патологии у новорожденных, взаимное отчуждение полов, деградация семейных устоев, рост социальных пороков». Чтобы восстановить оборонный потенциал и поставить барьер порокам, нужна система гендерных классов, хором заключили сторонники раздельного воспитания. До 1 сентября 2010 года по всей стране должны появиться курсы повышения квалификации учителей, которые будут преподавать в раздельных классах. Для популяризации поло-личностного образования даже должна быть создана Национальная ассоциация раздельного обучения детей - НАРОД. Интерес к раздельному обучению рос по мере того, как педагоги экспериментальных классов подтверждали: детям так лучше. Например, в школе №1151 Зеленограда уже в течение семи лет из пяти параллельных классов - два гендерных и три смешанных. «Конечно, возникают сложности с комплектацией: многие родители считают раздельное образование каменным веком, - рассказывает школьный психолог Ирина Токарь. - Тем не менее все больше родителей осознанно выбирают именно гендерное обучение». Застенчивым девочкам, говорит психолог, так комфортнее, мальчикам - тоже. Мальчики взрослеют на год-два позже своих сверстниц - в начальной школе девочки выше ростом, сильнее, быстрее усваивают материал и вообще лучше учатся. Самооценка мальчиков падает: они с детства чувствуют превосходство девочек. Никита, сын Марины Журавлевой, очень рад, что учится отдельно от девочек. В школу он ходит с удовольствием, а среди одноклассников у него много друзей. «Девчонки нам пока ни к чему, - говорит Никита. - Класс у нас дружный, никто не дерется». Впрочем, ему всего восемь лет и пока не с чем сравнивать. Марина Давлеева окончила школу в этом году. Она с семьей часто переезжала и сменила три школы. Марина всегда больше дружила с мальчиками. Говорит, потому, что у нее два старших брата. «Мама меня называла пацанкой, но все время пыталась воспитать во мне прилежную дочку, - рассказывает Марина. - Когда мы в очередной раз переехали, она специально отдала меня в класс для девочек. Кисейной барышней я не стала и с мальчиками общаться продолжаю, но за четыре года учебы у меня появились две подруги, с которыми я общаюсь до сих пор». Принципиальной разницы Марина не видит, и на успеваемости, по ее мнению, учеба среди девочек никак не отражается. Но есть специалисты, которые утверждают: разница есть! Например, в этом году гимназия №14 («Университетская») в Новосибирске готовит первый выпуск начальной школы, где дети все четыре года учились по гендерному принципу. Успеваемость у детей в раздельных классах выше, чем в смешанных, настаивает Наталья Вагнер, замдиректора по начальному образованию гимназии. У них, продолжает она, мальчики и девочки учатся не только по разным методикам, но и по разным учебникам. Дело в том, оказывается, что мальчики и девочки неодинаково воспринимают и усваивают материал. Учителя гимназии №14 заметили еще один плюс: дети в гендерных классах заметно спокойнее, конфликтов меньше. Особенно на фоне случаев жестокого обращения с детьми и даже самосуда - к примеру, в Челябинске продолжается расследование по делу об избиении троих подростков. Они держали в страхе весь класс, учителя справиться с ними не могли. И вот после того, как подростки долго издевалась над одноклассницей, ее родственники устроили мальчишкам самосуд: увели в пустой класс и избили. Подобные случаи в школах уже не редкость. В гендерных классах сцен из «Повелителя мух» не будет, почему-то уверены педагоги и родители. «Боюсь, как бы у нас в школах до стрельбы не дошло, как в Америке и Германии», - опасается Виктория Белякова. Она свою дочку отдаст в класс с девочками: и между ними конфликтов будет меньше, и мальчишки не будут их обижать. Сама Виктория вспоминает, как умоляла родителей перевести ее в другую школу - одноклассник-хулиган избил ее портфелем: «Пусть уж лучше школа будет подальше, но за безопасность дочки я буду спокойна». Действительно, может быть, дело не в том, как усваивается материал? Или хотя бы - не только в том? Родители все чаще признают, что отдают детей в гендерные классы, чтобы оградить от вредного влияния противоположного пола. «Конечно, родителей пугает, что в школах порой дело доходит до драк и разврата, - отмечает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Это одна из причин, по которой сейчас растет интерес к раздельному образованию. Гендерное обучение широко практикуется и на Западе: например, в Великобритании, Испании и Германии. В таких классах, как правило, конфликтность ниже». К тому же мальчики соперничают из-за девочек, и это тоже усиливает агрессию, говорит Татьяна Муха, нейропсихолог центра «Образование в развитии». У адептов поло-личностного обучения есть и противники. Они считают, что раздельное обучение - это шаг назад. «Совместное обучение - большое культурное достижение, - говорит директор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. - Если мы сейчас вернемся к раздельным классам, то не будет решена одна из главных задач образования - научить детей общаться с представителями противоположного пола». Девочки и мальчики учились раздельно не только в дореволюционной России, но и в советские времена. В СССР то открывали раздельные классы, то снова переходили на смешанные. Сегодняшние сторонники такого обучения настаивают, что не хотят полностью отделить мальчиков от девочек. «У нас ребята проводят вместе время на переменах, классных часах, вместе ездят на экскурсии», - поясняет Наталья Вагнер из новосибирской гимназии №14. Нейропсихолог Татьяна Муха и вовсе считает, что полная изоляция опасна. Она рассказывает про мальчиков из гендерных классов: без девичьей компании они теряли интерес к учебе, мучили родителей вспышками истерик или, наоборот, пугали полной апатией. Стоило только дать им возможность общаться с девочками, как эти симптомы пропадали. Специалист подсказывает, что делать: «Хорошим выходом из ситуации могли стать, например, кружки или секции, где дети занимаются вместе». Нина Важдаева
| |
| |
Переглядів: 1371 | |
Категорії розділу | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Пошук |
---|
Вхід на сайт |
---|
Статистика |
---|