Каталог статей


Хелен Гурли Браун и (не)хорошие девочки

Можно ли признать бывшего главного редактора журнала „Cosmopolitan" иконой феминизма? Речь идёт о женщине, которая годами рекомендовала женщинам, что говорить мужчине в постели, как его касаться и как одеться для него в эту самую постель. Американские феминистки ожесточённо спорят, можно ли признать 87-летнюю Хелен Гурли Браун, руководительницу „Cosmo" с 1965 года, а сейчас шефа всех его международных изданий, героиней феминистического движения.

height=420

Дискуссия разгорелась после публикации Дженнифер Сканлон, профессора гендерных исследований в колледже Баудоин,биографии Браун. Сканлон назвала свою книгу „Плохие девочки идут куда захотят", что является частью знаменитой американской пословицы „Хорошие девочки идут в рай, а плохие – куда захотят". Автор утверждает, что Хелен Гурли Браун следует признать одной из важнейших икон американского феминизма: „Ей принадлежит место в пантеоне феминисток-предводительниц ХХ века. Она не только продвигала сексуальное раскрепощение, но и была примером для работающих женщин. Женщины, до которых не доходило послание радикального феминизма, слышали голос Браун. Она была пионером освобождения женщин на практике. В начале 60-х годов, когда обязательной моделью женской реализации было подчинение мужу в браке, а на женщин, которые не хотели замуж, все смотрели с пренебрежением, Браун превозносила в своём журнале и в книгах модель счастливой „одиночки", которая наслаждается работой, свободой и сексом. Она призывала женщин получать удовольствие от страстного секса, а не от новой стиральной машины. Её читательницы считали, что Браун освободила их из плена устаревшей идеологии".

Такая постановка вопроса раздразнила других феминисток. „Браун советовала женщинам как сидеть, как стоять, как есть, пить, делать причёски, высказываться, одеваться, и всё только для того, чтобы удовлетворить мужчину. Её идея феминизма была такой же, как и у Хью Хефнера, редактора „Playboy": женщина должна быть гейшей в бикини". И это называется феминизмом?!" - спрашивает критик Лаура Шапиро в журнале „Slate".

Девушка с хорошим вкусом

Хелен Гурли  родилась на юге США, в Гринфорест штата Арканзас в 1922 году, а молодость провела в Литтл Рок.  Это была бедная и консервативная провинция, тяжело пострадавшая от Великой Депрессии. Мать Хелен Клео Циско Гурли закончила только один год колледжа, потому что у её родителей не было средств на её дальнейшее обучение. После рождения дочери, по просьбе мужа, она бросила работу в школе и занялась домом. Когда Хелен было 10 лет, её отец учитель и местный политик, погиб в результате аварии лифта в здании ратуши. Мать воспитывала девочку и её сестру Марию одна. В поиске работы они все вместе переехали в Лос Анджелес, где мать получила работу в магазине „Серс". Там же сестра Хелен заболела неизлечимым в то время полиомиелитом.

В возрасте 18 лет Хелен была вынуждена пойти работать, чтобы помочь маме и больной сестре. В сороковых – пятидесятых годах она была машинисткой и секретарём в 17 различных местах. Она вспоминает, что кое-где секретарям следовало входить в здание только с чёрного входа, т.к. главных вход был только для начальников и клиентов.  А мужчины позволяли себе в бюро гоняться за самыми привлекательными девушками, а догнав, стянуть с них трусы! 

Хелен Гурли, необразованная, но с амбициями, мечтала сменить место секретаря на работу копирайтера (специалист, придумывающий рекламные слоганы), что в то время было редкостью. Ей это удалось в конце 1948 года, во время работы в агетнстве „Фут Кон и Берлинг" в Лос Анджелесе. Её талант рассмотрела жена её начальника и попросила мужа, дать девушке шанс. Однако, он не согласился. Правда, позже, когда Хелен выиграла конкурс  „Glamour" для „девушек со вкусом", шеф позволил себя, наконец, уговорить. Редакция журнала „Glamour" организовала конкурс для необразованных девушек, у которых всё же „имеется утончённый вкус в разных областях жизни". Отозвалось несколько тысяч желающих. Хелен выиграла путешествие на Гаваи и 300 долларов на одежду. И при этом исполнилась её мечта о работе.

height=390

В возрасте 35 лет она была самой высокооплачиваемой женщиной на такой должности в США. Но, к сожалению, она не могла продвигаться выше в карьере, а в очередном агенстве её зарплату урезали на половину. Скорее всего она застряла бы на этом месте, не имея возможности пробить „стеклянный потолок", если бы не ... брак. В 1959 году, в возрасте 37 лет, после долгих попыток она вышла замуж за Дэвида Брауна, состоятельного и влиятельного продюсера. [...] Хелен писала „Я не красивая, не окончила образование, моя родня была бедной, и всё же  - это не чудо, что я вышла за Дэвида. Я его заслужила. Я 17 лет тяжело работала, чтобы стать такой женщиной, которая его может заинтересовать".

height=370height=370

Секс и одиночка

Какой она была женщиной? И как она это заслужила? Ответ – её книга „Секс и одинокая девушка", которую Хелен издала в 1962 году, правда, по совету и с помощью мужа, т.к. большинство издательств от книги отказались, испугавшись её скандальности. В конце концов, благодаря стараниям Девида, рукопись приняло маленькое издательство Бернхард Гейс. Всё окупилось – за три недели было продано 2 млн. экземпляров. Сегодня именно из-за этой книжки Хелен Гурли Браун известна как „настоящая Кэрри Бредшоу", т.е. в качестве прототипа главной героини фильма „Секс в большом городе". „Секс и одинокая девушка" Браун написала, опираясь на собственный опыт и опыт подруг. Она писала: „Нам говорят, что если до тридцати лет не найдёшь мужа, можешь сразу отправляться к Великому Каньону и броситься вниз! Это неправда! Одиночки могут быть сильными, заразительными и весёлыми людьми. Женщина может быть счастлива тем, что представляет из себя она сама, а не только из-за знаменитого мужа или парня". 

Кроме того Гурли Браун преодолела миф о том, что хорошие девочки в США не занимаются сексом до брака. Она вспоминает: „Когда я писала эту книгу, женской сексуальности не должно было существовать. Тебе нужно было лежать неподвижно, думать об уборке полки с приправами и мысленно составлять список занятий на завтра". В своей книге она убеждала американок, что секс – естественная вещь. „Это не что-то такое, что приходит тебе в голову только потому, что ты нервничаешь". Благодарные читательницы признавались, что после прочтения этой книги перестали ходить к психотерапевту. Кроме того, её книга была полна подсказок, как привлечь мужчину, удержать его при себе и ещё... использовать его финансово. „К сожалению, мы не живём во времена, когда женщины могли бы добиться высот с помощью таланта и знаний. Мужчины перекрывают нам дорогу на вершину и к деньгам. Значит, нам нужно использовать другие способы: флирт, улыбку, подмигивания, обмороки. Я не писала бы ничего подобного, если бы с женщинами обращались на равных, если бы существовали одинаковые стандарты и если бы брак давал обоим полам то же самое. Но всё совсем не так". Она признавалась, что у неё были романы везде, где она работала, и что все её любовники (часто женатые) покупали ей подарки, платили за жильё, водили в рестораны и оплачивали путешествия.

height=529Публикация книги вызвала широкий резонанс. Благодарные читательницы буквально засыпали Браун письмами с благодарностью. Одновременно ей приходилось оправдываться в телевизионных ток-шоу, где шокированные ведущие мужчины зачитывали отрывки из книги и спрашивали: „Хелен, ты не боишься, что тебя отвезут в психушку?" Браун объясняла в тех интервью: „Я не за сексуальную развязность. Это не моё дело быть за что-то или против чего-то. Я просто знаю, что происходит и считаю, что это не конец света, если у одинокой девушки роман. Я хотела также добавить в книге важные на мой взгляд фрагменты о контрацепции и нелегальных абортах, которые американки делали например в Мексике, но издатель не согласился. Он также не хотел никаких упоминаний о лесбийских связях, хотя у меня были и такие подруги".

Так она рассказывала о сексуальном самосознании тех времён: „Я жила с одной девушкой,  которая нечаянно забеременела, но притворялась перед собой и передо мной, что это не так. Это было просто какое-то непорочное зачатие! Каждое утро перед работой её тошнило, она толстела как кот, но пыталась убедить меня, что у неё вирус. Когда она, наконец, пошла к врачу, то не призналась ему, что у неё был половой контакт. Хотя, она вообще-то и правда не ложилась в постель со своим парнем. Они сделали это в кресле или что-то в этом роде. Девушки в США делают это в машине, на стуле или стоя, главное, чтоб не в постели. Если бы они разделись и легли в кровать, то это значило бы, что они участвуют добровольно, а этого они себе позволить не могли". Когда её критиковали за книжку, она добавляла: „Я всю жизнь вкалывала. Я ужасно боялась, что не справлюсь. Поэтому теперь, когда я добилась успеха, это не должно никому мешать. Я не могу написать чью-то книгу, я написала свою собственную: это мой опыт, я так жила. Так себе книжечка, но люди говорят о её большом социологическом значении. Может быть потому, что ни одна из великих дам до этого не почесалась написать что-то понятное для средней одинокой девушки доступным языком. А теперь все бросились на меня!".

Как соблазнить начальника

Браун использовала успех книги несколькими способами: вела колонку советов в газете, записала пластинку с названием „Уроки любви"', на которой читала свои советы молодым женщинам (как одеваться, как украсить жилище, что иметь в мини-баре). Она также предложила телестанции ABC сериал с названием „Одинокая девушка Сандра"  на основе книги. Он должен был рассказывать о жизни девушки чуть старше двадцати лет, работающей в рекламном агентстве. Но телевидение отказалось, мотивируя тем, что им не нужен сериал, в  котором главная героиня – девушка, а уж тем более телезрительницы наверняка не будут себя ассоциировать с девушкой, работающей в рекламном агенстве. Хелен и Дэвид придумали новый бренд на рынке прессы. Успех книги показал, что новый журнал (названный „Femme") нужно будет адресовать молодым незамужним девушкам из больших городов, которым нужны подсказки, как сделать свою жизнь более интересной, разноцветной, более интригующей, в том числе и сексуально. Дать им подсказки и советы,  чтобы даже не имея образования и денег, они могли притворяться, что живут на широкую ногу, с классом и покупают вещи с хорошим вкусом. 

height=540
Никто не хотел финансировать новый проект. В конце концов в 1965 году Браун получила предложение от издательства „Hearst Publications" занять пост главного редактора журнала  „Cosmopolitan", которое существовало на рынке уже 80 лет и начало терять читательниц. Новый „Cosmopolitan" оказался очень успешным, быстро увеличивая тираж с нескольких тысяч до нескольких миллионов экземпляров и поднял доход от рекламы на 43 процента. На обложках появились грудастые модели в бикини, а заголовки, которые она выдумывала вместе с мужем, провоцировали, искушали и шокировали. Женские журналы, которые до этого давали советы по поводу штопки носков мужу, уже никогда не станут теми же. „Cosmopolitan" учил секретарш, служащих и продавщиц, как выглядеть ослепительно с 9 до 17, как оставаться стройной, как элегантно одеться, когда нет денег на дорогие марки одежды, и, наконец, как соблазнить образованного, богатого руководителя и выйти за него замуж. Хелен Гурли Браун создала новый тип женщины, известный до сих пор как Космо-гёрл.

Феминистка для рабочего класса?

Журнал атаковали с двух сторон: с одной - консервативная Америка, а с другой - феминистки. То, что для Браун было только сексуальным – макияж, одежда, бритьё ног, покраска волос – феминистки политизировали. Браун обвинили в том, что обложки „Cosmopolitan" представляют женщину в качестве предмета, сексуальной игрушки мужчины.

Знаменитый автор Глория Стейнем утверждала, что Космогёрл поддерживает опасный стереотип о женщине, как о глупеньком существе, пустышке и кокетке. Кроме того, феминистки ставили в вину журналу то, что он таким нахальным способом поддерживает капитализм и потребительство. Две знаменитые активистки – Стейнем и Кейт Миллетт, даже оккупировали редакцию журнала, требуя для себе права голоса на страницах издания. Хелен Гурли Браун уступила и опубликовала в „Cosmopolitan" фрагмент книги Миллетт   под названием „Теория политики пола", при этом рядом с этим текстом находилась статья „Выгляди как печенька". Сама Браун говорила, что признаёт заслуги феминисток и что „если бы они были обычными красотками с юга, они ничего не достигли бы".  Браун считала себя феминисткой, поддерживала право на аборт, не имела ничего против лесбийских отношений, говорила, что хочет, чтоб у женщин был выбор „начиная от выбора чего-то такого, как фасон юбки и заканчивая чем-то таким важным, как право на аборт". Однако её тексты, которые Стейнем называла соединением плохого стиля из рекламы и журнала с картинками, попадали в первую очередь в руки плохо оплачиваемых и малообразованных женщин, которых не хватило бы на сжигание бюстгальтеров, но которые хотели попробовать все удовольствия жизни – одежду, косметику и тот же секс.

'Newsweek' даже назвал Браун „Симоной де Бовуар для работающих женщин". Феминистки отвечали, что журнал Браун вообще-то не рассказывает о жизни бедных девушек, а скорее продаёт им их фантазии. Ведь продукты, которые рекламировал „Cosmopolitan", на самом деле не решали жизненных проблем. Это был скорее эскапизм, а не борьба с трудностями. „Может  ты бедная и не можешь подняться по карьерной лестнице, но ведь ты можешь завести роман с заместителем. В офисах действительно царит атмосфера флирта и романов, или скорее, женщинам приходится разносить шефу кофе и выносить его хамские замечания?". Если даже Браун и симпатизировала некоторым лозунгам феминистского движения, то во всяком случае она недолюбливала их эстетику. „Эти провозглашающие возврат к природе хиппи на самом деле не такие уж натуральные. Некоторые красят волосы, а их лохматые одежды не выросли вообще-то у них на коже, хоть некоторые как раз так и „панут". Нет! Они сами совершенно ненатурально выбирали свою одежду в секондхендах".  Сама она считала, что если женщина стремится к власти (или хочет бороться за лучшее рабочее место или больший заработок), то она должна хорошо выглядеть.

height=526

Что делают непослушные девочки?

У Браун никогда не было детей, т.к. она не хотела разделить судьбу матери и стать домохозяйкой. Она считала, что „встроенный механизм, который заставляет женщин рожать", удерживает её на пути к карьере. Только в 1986 году в „Cosmopolitan" начали появляться тексты о работающих матерях. Положение главного редактора „Cosmo" Хелен сохранила до 1996 года, т.е до 75 года жизни.

 Она публиковала следующие книги „Секс в офисе", „Получить всё: любовь, успех,секс, деньги. Даже если ты начинаешь с нуля" и „Снова дикая". Хелен снова и снова возвращается к тем же темам: как нравиться мужчинам, как быть худенькой (чтобы иметь идеальный вес, надо страдать лёгкой формой анорексии), рассказывает о лифтинге лица, об обожании прекрасного и умного мужа Дэвида, о своих домах и машинах. Одновременно напоминает женщинам, что если они любят бриллианты, то лучше всего заработать на их покупку самой. Всё время ей удаётся шокировать. В книге „Позднее шоу" („Шоу для старости, или сборник советов для женщин после пятидесяти") она пишет: „Принятие в себе мужского члена я считаю более женским занятием, чем выпекание шоколадного печенья или сбор в школу внуков". Она шокирует высказываниями о пользе мужского семени для женской кожи. Во время интервью на вопрос, истязали ли когда-нибудь кого-то из её сотрудников, она отвечает: „Я надеюсь, что да!".

Авторы, критикующие Браун, считаю, что эта 87-летняя старушка, одетая как двадцатилетняя девушка, стала карикатурой самой себя. Её называют „гериатричной Барби". Другие утверждают, что именно её версия освобождения женщин победила, что женщины способны  требовать равных прав и одновременно восхищаться новой обувью. Наоми Вольф в „The Washington Post": „Браун, кажется, выиграла. Стереотип феминистки как асексуальной амазонки в сандалиях уступил место образованной, симпатичной женщине, которая ведёт своего парня в секс-шоп Бебиленд. Женщины из „Секса в большом городе", которые сами принимают решения в своей жизни, что не мешает им разговаривать о мужчинах и обуви, напоминают героинь Браун". Однако пишущая в „Slate" Лаура Шапиро не согласна с этим мнением. На её взгляд Браун посвятила себя не той революции, которой следовало бы: „Она верила, что женщин освободит сексуальная революция. ... Если бы на страницах „Cosmopolitan" была хоть капелька политики, активизма, самосознания! Но нет! Браун при таких тиражах и деньгах могла на самом деле многое изменить в жизни женщин. Однако, оказывается, что нехорошие девочки не просто никуда не идут, а сворачиваются в клубок на мужских коленях и мурлыкают".

height=297

http://www.wysokieobcasy.pl Перевод: Кася Запасник для "Amphi" (http://opensocium.com/)


 



Джерело: http://gender-route.org/articles/fortune/helen_gurli_braun/
Категорія: Дискусійний клуб | Додав: dvm (09.06.2010)
Переглядів: 1754 | Рейтинг: 5.0/1