Франция может стать первой страной в мире, где мужьям и женам запретят оскорблять друг друга. Проект закона о «психологическом насилии» продвигает премьер-министр Франсуа Фийон, заявивший о своей готовности надевать на злостных обидчиков специальные датчики. Как показывают некоторые опросы, большинство россиян к такой перспективе относятся более чем скептически, сомневаясь в долговечности такого союза и слабо представляя, как можно оставаться в браке с человеком, на которого ты пожаловался.
К тому же россияне, сравнительно недавно получившие «демократию», довольно ревностно относятся к заработанным правам и пресекают любые попытки государства влезть в частную жизнь. «Пускай убьются тапком в своей Франции. Частная жизнь - она на то и частная, что государства в ней вообще не требуется. Я со своим мужем как-нибудь сама разберусь», - считает студентка СПбГУ Люба Жарова.
Отметим, психологи сходятся во мнении, что эмоционально-психологическое насилие является травматичным как для самой жертвы насилия, так и для окружающих ее людей, поскольку оно заключается в умышленном периодическом или постоянном психическом воздействии одного члена семьи на другого с целью получения власти и контроля. Обидчиком используются различные действия; такие, как: унижение чувства собственного достоинства, внушение мысли, что женщина плохо выполняет роль жены, матери, хозяйки, запрет на общение с близкими людьми, угрозы, шантаж, манипулирование детьми, запугивание, приводящее к психологическим травмам.
В том, что прогрессивные французы не откажутся от нововведений, эксперты практически не сомневаются. А вот готовы ли наши соотечественники к такому повороту дел в российском законодательстве - остается неизвестным. Тем не менее, судя по вполне однозначно негативной реакции россиян на новость из-за рубежа, можно предположить, что подобные инициативы не будут поддержаны отечественными народными массами.
Семейный психолог Лариса Шеховец уверена — мы должны последовать примеру «французских братьев» и инициировать принятие такого законопроекта в России. На вопрос о том, насколько вероятно продолжение отношений после подобных «инцидентов» и судебных «издержек», и сохранится ли «мягкий» эмоциональный климат в такой семье, психолог лишь развела руками и воскликнула: «У нас вся страна состоит из семей, в которых люди считают допустимым взаимные оскорбления!».
Мнение Шеховец подтверждает и отношение российских блогеров к «эмоционально-регулирующим» инициативам. Среди комментариев превалировали подобные нижеследующему: «Ну, это глупости какие-то. Скоро уж дышать нельзя будет, ей-богу. Милые бранятся - только тешатся! Рукоприкладству - нет, клевете - нет, а обычная ссора между адекватными взрослыми людьми, как правило, только разряжает обстановку и, как ни странно, помогает наладить отношения».
Отметим, закон о предупреждении домашнего насилия уже существует не только в странах Европы, но и в бывших союзных республиках - на Украине, в Киргизии, в Казахстане. В России принятие подобного закона даже не планируется. После принятия закона "О предупреждении насилия в семье" в 2003 году на Украине на 20% уменьшилось количество умышленных убийств и тяжких преступлений, совершаемых в семье. В Казахстане, после создания в МВД специального подразделения, которое занималось только проблемой домашнего насилия, число обращений женщин в милицию увеличилось в десятки раз.
В 1996 и в 1999 годах в российскую Госдуму вносили законопроект "О предотвращении насилия в семье". Однако он даже не дошел до первого чтения. Противники законопроекта о насилии в семье говорят, что он дублирует уже существующие законодательные нормы. Они ссылаются на статьи Уголовного кодекса об умышленном причинении вреда здоровью, о побоях, об угрозе убийства и об истязании, под которые подпадает домашнее насилие.
Управляющий партнер юридической компании "Дювернуа лигал" Егор Носков также говорит о существующих законодательных нормах и призывает обратить внимание на решение более насущных проблем, нежели впустую затраченные усилия и без того загруженных правоприменительных органов. «На мой взгляд, чем меньше государство, в данном случае, судебная система, будет привлекаться к решению таких проблем, тем общество будет более здоровым и правовым. Ведь существуют такие статьи в Уголовном кодексе, как доведение до самоубийства, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, на которые и нужно ссылаться», - уверен юрист. «К тому же, - не устает повторять Носков, - каждый волен самостоятельно распоряжаться своими правами и свободами».
Адвокат напомнил о существовании довольно простого, но очень действенного решения семейных проблем — о разводе. «Гражданский кодекс Наполеона, на котором основываются все последующие законодательные базы многих европейских стран, гласит: брак — это свободный союз двух граждан. Зачем что-то дополнительное придумывать, тратить силы правоприменительных органов, если механизмы решения этой проблемы давно существуют?» - недоумевает Носков. Впрочем, юрист не исключает, что в России найдутся сторонники французской «одиозной идеи», ведь в «нашей Госдуме рассматривают и более экстравагантные инициативы».
Напомним, в России в 2003 году было введено частное обвинение по делам о нанесении телесных повреждений, которое рассматривается мировым судьей. Это значит, что жертва сама решает, подает ли она в суд, сама собирает доказательства против насильника и сама добивается его наказания, выполняя функции прокурора. Впрочем, правовой нигилизм дает о себе знать и здесь. По словам экспертов, многие пострадавшие, дошедшие до суда, так и говорят: "А я думала, что мировой судья от слова "мирить".
На немногочисленных форумах девушки непопулярную тему домашнего насилия обсуждать не спешат, но большинство сходится в одном: «очень долго под насилием понимали лишь нанесение физических увечий». «Когда-то случайно в одной из брошюр я прочитала об эмоциональном насилии и осознала, что очень много раз в своей жизни занималась сексом тогда, когда я этого совершенно не хотела, а рядом был "любимый" человек. Это не единственное, что мне неприятно до сих пор вспоминать», - делится своими переживаниями форумчанка. Девушка отмечает, что тогда винила только себя, хотя оставалась «максимально открытой и искренней, в то время, как он продолжал пользоваться ее доверием».
Психологи такое поведение характеризуют, как «жертва — насилие». Проблема заключается в том, что у «жертвы» «боязливое» поведение уходит корнями в детство, в родительскую семью, когда папа кричал и материл маму, а ребенок становился невольным свидетелем подобных разговоров тет-а-тет.
"Невозможно заниматься только правами детей и игнорировать вообще права взрослого человека. Государство в упор не хочет видеть прямую связь между положением женщин и положением детей. Кризисные центры для женщин закрывают из-за снижения финансирования. Структуры были созданы, но они не оказывают реальной помощи. К нам постоянно обращаются жертвы насилия, которым отказывают в государственных центрах помощи женщинам и в безопасном проживании, и в юридической помощи. Если плохо с правами человека (например, тех же женщин), то это очень сказывается на положении детей», - уверена директор Кризисного центра для женщин Наталия Ходырева.
«Только сейчас я понимаю, что ежедневно подвергалась эмоциональному насилию. Все началось меньше, чем через месяц после начала отношений. Но я была готова буквально на все для того, чтобы сохранить отношения. Даже не знаю почему. Сейчас каждое утро я просыпаюсь с великим счастьем, что его больше нет в моей жизни. Это произошло как-то медленно и постепенно - я теряла все больше и больше свободы. Он контролировал все, начиная от того, как я улыбаюсь официанту, заканчивая тем, тем, кто пишет мне в аську. В ход шли бредовые аргументы, как «я подарил тебе свою бессмертную душу, а ты не хочешь выкинуть из аськи контакт Владик33». Шаг за шагом... Потом я ушла с хорошо оплачиваемой работы и пошла на копеечную зарплату просто потому, что он обещал меня поддерживать и обеспечивать, а я тем временем нищала и одевалась все хуже и выглядела все нелепее на фоне его дорогих костюмов. Набрала 15 килограммов лишнего веса... Если бы я прочитала статью про насилие со стороны партнера, то давно бы пресекла бы все это, поняла бы, что передо мной», - вспоминает форумчанка Ксения (здесь и далее авторские орфография и пунктуация сохранены, - ред.).
Примечательно, что некоторые эксперты убеждены, что подобные отношения характерны для наиболее состоятельных семей, где муж-олигарх таким образом «оттягивается» на своей жене за свои потраченные на работе нервы.
Ксения также рассказывает, что на тот момент, когда от ее молодого человека пришло последнее SMS-сообщение, она была разбита и уничтожена. «Мне просто больше не хотелось жить, я лежала и выла. Не могла выйти из дома и пойти на работу просто потому, что все было завязано на нем. Я лежала на полу и вдруг ощутила, что весь мой мир - конченное ... Но вдруг я увидела, что я тот, кто я есть - просто окружена черным облаком. И это, наверное, было первым шагом. А теперь я еще более успешна, хороша и сильна, но меня иногда вводит в ступор мысль, что я сама все это допустила», - удивляется девушка.
Тем временем пока российские гражданки размышляют над функциями мирового судьи, уровень бытового насилия, к счастью, снижается. К примеру, еще 150 лет назад избиение детей и жен считалось нормальным явлением (например, телесные наказания были обычной практикой при обучении детей, а в Англии был принят закон, запрещающий бить жен после 8 часов вечера, чтобы их крики не мешали людям отдыхать).
Отметим, пресс-секретарь французского премьер-министра, озаботившегося этикетом общения супругов, сообщил журналистам, что правительство поддерживает Фийона, поэтому парламент может одобрить законопроект в течение шести месяцев. Тогда родина Эмиля Золя станет первой в мире страной, где мужьям и женам запретят кричать друг на друга, пишет Daily Mail
Фийон настаивает, что подобные оскорбления следует считать «психологическим насилием». «Создание обвинения позволит нам справляться с самыми коварными ситуациями - теми, что не оставляют видимых шрамов, но раздирают жертву изнутри».
В законопроекте прописано, что при извещении о первом случае оскорбления полицейский обязан предупредить нарушителя. В случае повторения ситуации обидчика ждет штраф, запретительный судебный приказ или тюрьма. Власти Франции готовы следить за злостными «психологическими насильниками», надевая на них специальные электронные бирки.
Правда, эксперты до сих пор не могут определиться с тем, что послужит доказательной базой, ведь подобные «разборки» проходят, что называется, за закрытыми дверями. Домашнее насилие включает в себя уже ставшие привычными словесные, моральные и экономические оскорбления, а также принуждения физические, с целью запугивания и получения власти одних членов семьи над другими. Необходимо понимать, что домашнее насилие подразумевает не только побои и сексуальное насилие.
Среди россиян основными противниками подобных инициатив являются мужчины, которые говорят одно: «Сами разберемся». Можно лишь надеяться, что без синяков, ссадин и слез.
Отметим, согласно данным, полученным Комитетом Совета Федерации по вопросам социальной политики, российская статистика семейного насилия мало отличается от мировой: в 93% случаев жертвами домашнего насилия становятся женщины, в 7% мужчины. По данным ООН, свыше 90% женщин в России изо дня в день страдают от различных форм семейного насилия.
Александра Гармажапова
|