22:33
Информационная война с народом.
Информационный голод в Узбекистане после андижанских событий 2005 года и изгнания представительств иностранных СМИ усиливается, считают независимые наблюдатели. Очередное электронное издание попало в «черный список» спецслужб и заблокировано в Узбекистане – это сайт Международной коалиции журналистов «КавкАзия». Причина блокировки – развернутая изданием в конце прошлого года широкомасштабная кампания в защиту Умиды Ахмедовой - известного и в Узбекистане, и далеко за пределами страны фотографа и кинодокументалиста. Умида Ахмедова скоро должна предстать перед судом – ее обвиняют, что в своем фильме «Бремя девственности» и фотоальбоме «Женщины и мужчины: от рассвета до заката» фотохудожник-документалист оклеветала и оскорбила узбекский народ. Умиде грозит до трех лет заключения.

О ситуации, сложившейся вокруг творчества Умиды Ахмедовой, об информационном пространстве Узбекистана и общих тенденциях в обществе своими мыслями с корреспондентом «Ферганы.Ру» поделился известный ташкентский кинорежиссер, знакомый с членами коалиции «КавкАзия» и пожелавший остаться неназванным.

- Еще несколько дней назад на этот сайт в Узбекистане можно было спокойно зайти без обходных маневров, теперь, после блокировки издания, попасть на него возможно, как, впрочем, и на десятки других «неугодных» сайтов, лишь используя анонимайзеры. Факты ужесточившегося контроля над независимыми журналистами, их массовый вызов на индивидуальные «беседы» в столичную прокуратуру, что до сих пор не практиковалось властями столь открыто, и совсем уж вопиющий факт преследования известного фотографа и кинодокументалиста после снятия с Узбекистана санкций ЕС, мягко говоря, настораживают мировую общественность, заставляя объединяться и действовать людей доброй воли.

На сегодняшний день, множество электронных СМИ по всему миру высказало свое мнение о преследовании Умиды Ахмедовой. И «КавкАзия», в том числе, является одним из активнейших участников кампании в ее защиту, почти ежедневно давая информацию о том, что происходит в деле Умиды, активно занимаясь рассылками. И издание достаточно быстро заблокировали.

- Но информация молниеносно распространилась в «Живом журнале» и сотнях других изданий…

- Да, а их уже труднее отследить и заблокировать узбекским спецслужбам, у которых, вероятно, просто не хватает на это ресурсов. И что замечательно, комментарии к материалам бывают, порой, намного интереснее и содержательнее самих материалов, что, собственно, нормально, поскольку цель публикаций – вызвать общественный резонанс.

Не последнюю роль в этом играют и флешмоб-акции, как в случае с пикетом «Наших» у узбекского посольства в Москве по поводу возврата на место памятника советскому солдату в Ташкенте. Было такое ощущение, что на следующий день на работу выгнали буквально всех СНБшников, которые писали комментарии во «вражеские» издания, пытаясь как-то «перебить», перенаправить ход событий, что, по большому счету, не получилось.

Особенно было забавно наблюдать это на «Фергане.Ру», где комментарии работников спецслужб шли буквально один за другим. Самих «спец-комментаторов» было не так уж и много, и в скором времени спектр их суждений стал сужаться, было видно, что придумать им больше нечего, что они повторяются и выдыхаются. Но зарплату-то им нужно отрабатывать, вот и они лезли из кожи вон, отбивались до последнего как могли.

На этом фоне совершенно дикой выглядит реакция наших чиновников, на которых все эти акции, казалось бы, не действуют. Чему свидетельством было обращение по делу Умиды Ахмедовой в один из «женских комитетов», где чиновники сказали, цитирую: «Э-э, какой там интернет-пинтернет, кто его читает, какая Умида? Мы ничего не слышали и ничего не знаем…» Хотя всем всё прекрасно известно, вплоть до Сената, где, боясь говорить об этом открыто, ручные «сенаторы» шепчутся в кулуарах, понимая всю абсурдность обвинений, направленных в адрес фотографа.

- Известно об этом и в МИДе Узбекистана, который так же соблюдает правила «игры» и отмалчивается?

- Упорно молчит и напрямую причастное к этому делу посольство Швейцарии в Узбекистане, в гендерной программе которого наряду с другими авторами несколько лет участвовала Умида Ахмедова – и ее работа все эти годы устраивала организаторов программы. Ведь по большому счету хватило бы одного их звонка или же ноты, чтобы хоть как-то помешать этому беспределу, ведь своих авторов они «отмазали», пожертвовав Умидой, с которой они к тому времени находились «в контрах», не согласившись с некоторыми аспектами фильма «Бремя девственности». И даже, несмотря на недавнее заявление МИД Швейцарии, посольство до сих пор соблюдает «нейтралитет», никак себя не проявляя.

С другой стороны, по словам одного из высокопоставленных чинов милиции, и в их милицейской среде «происходит определенное брожение». Многие «наверху» понимают всю абсурдность дела Умиды Ахмедовой, но ни на что повлиять не могут, поскольку это дело находится под контролем СНБ. И сами следователи понимают, что их выставляют дураками, но делают то, что им говорят. И рассчитывать сегодня на правосудие в Узбекистане не приходится, на это даже и намека нет.

Говоря о терроре по отношению к людям искусства, лично для меня все началось с убийства Марка Вайля, и не важно – было это убийство заказным или нет. Убийство Вайля - это как в свое время убийство Кирова, некий сигнал. Театр «Ильхом» всегда был одним из немногих островков культуры, сохранившихся в Узбекистане. Но даже лишившись своего создателя, несмотря на все минусы и «скукоживания», театр все равно остается центром русскоязычной культуры и в какой-то мере ретранслятором свободы, за что находится под особым контролем властей.

Думаю, что убийство Вайля символично и сродни вырубке сквера, которая, на мой взгляд, являет собой образцово-показательную «операцию» спецслужб, за которую можно раздать медали, ордена и повышения. А ведь об уничтожении уникальных вековых деревьев кроме пары-тройки сайтов практически никто и не писал, и миру было наплевать, по большому счету, на то, что происходит в столице Узбекистана.

Но живущие здесь люди очень отчетливо ощутили на себе уничтожение сквера. На мой взгляд, это сродни объявлению властями гражданской войны прогрессивной части населения страны. До чего это дойдет, пока трудно прогнозировать, поскольку это только начало. Вы можете сказать, что силы неравные и прочее. Но это серьезное заблуждение. Дело в том, что у власти в принципе остается все меньше интеллектуальных ресурсов. А те немногие, кто работают на эту власть, достаточно убоги умственно и все их методики, грубо говоря, взяты из учебников тридцатых годов, чему свидетельством являются их действия.

- Однако в их арсенале имеются и более современные методы…

- Наши спецслужбы прекрасно понимают, что живя в современном информационном пространстве, они не могут полностью ограничить доступ на «запретные» сайты. Они блокируют их, но добиваются совершенно обратного эффекта, подогревая интерес к этим изданиям, и, тем самым, бесплатно рекламируют заблокированные сайты, увеличивая количество их потенциальных пользователей.

При этом «особисты» зачастую безграмотны, что видно из их комментариев на форумах, где их моментально вычисляют и буквально забивают, так что им даже сказать нечего, поскольку личная ограниченность и указания начальства не позволяют им подняться выше определенной планки. И человек думающий, у которого осталось хоть что-то человеческое, не может работать на эту систему.

Еще одной разновидностью информационной войны являются сайты, создаваемые спецслужбами, которые начинают плодить публикации и закидывать ссылки на эти сайты в комментарии на форумы заблокированных в Узбекистане интернет-изданий.

Так, в случае с Умидой особую активность проявил некий сайт, по всем признакам курируемый спецслужбами, где подряд вышло аж два явно заказных материала. Один из них являет собой пространное «Письмо в Белоруссию» правозащитнице Елене Тонкачевой, осмелившейся выступить в защиту Умиды Ахмедовой. Особенно в этом «письме» умиляют размышления о демократии и упоминание о «целом народе».

Между тем, блокировкой сайтов власти усложнили себе задачу по части отслеживания их посетителей. Раньше спецслужбы могли спокойно отслеживать их по IP- адресам компьютеров, а потом проводить с ними устрашающие беседы, например, с «засветившимися» студентами, шантажируя их, и периодически пополняя ими ряды своих сексотов. Сегодня, после того как многие сайты заблокированы, отслеживать «клиентов» стало гораздо труднее, поскольку все пользователи заходят на такие сайты через анонимайзеры, что практически исключает определение IP-адресов.

- Насколько власти, по-вашему, владеют сложившейся ситуацией?

- Общаясь сегодня с теми же сотрудниками правоохранительных органов, видно, что власти не могут предложить им равновесной концепции существования. Ведь разворовывая почти двадцать лет то, что было создано за годы «колонизации» и советской власти, при этом практически ничего не создавая, долго не проживешь. Вечно обворовывать инвесторов тоже не получается, поскольку нынче они, наученные горьким опытом, уже неохотно покупаются на всякого рода обещания. А если кто-то и работает, то в глухом подполье – от продавца семечек до руководителя крупного предприятия, и, как правило, за «черный нал». При этом везде все схвачено и приходится делиться с теми же силовиками, налоговиками и прочими паразитирующими структурами.

Поэтому все большее количество людей становится недовольным существующей властью и положением вещей. И это наблюдается во всех сферах жизни – у пенсионеров, получающих грошовые пенсии, периодически отнимают льготы, с бизнесменами расправились, загнав их в подполье, лишили лицензий честных адвокатов. И вот теперь начали расправляться с творческой интеллигенцией.

В атмосфере тотального страха и одновременно с этим – тотального неведения, многие ведут себя подобно страусам. С одной стороны, когда ты узнаешь правду, тебе становится страшно и не по себе, и если у тебя есть совесть, то она начинает призывать тебя к действию. Но зачастую люди предпочитают делать вид, что ничего не происходит, стараются не смотреть телевизор, не заходить в интернет – закрывать глаза на происходящее вокруг.

Но даже при таком раскладе информационная война проигрывается нашими властями, можно сказать, на всех фронтах. Сегодня любой школьник может пользоваться интернетом, и если тебе говорят, что, мол, я не знаю, как зайти на тот или иной сайт, это говорит о том, что человеку или не интересно, или же, что наиболее вероятно, он просто боится засветиться, или ему все равно. Но пользователей интернета становится все больше, а значит, те, кто заходит на «запрещенные» сайты, могут рассказать о прочитанном своим менее «активным» знакомым, которые рано или поздно все же доберутся до интернета и узнают правду.

Соб.инф.


 

Переглядів: 1188 | Додав: Flv | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar
Понеділок, 23.12.2024, 12:14
Вітаю Вас Гость

Категорії розділу

Новини музею [64]
Акції та звернення [64]
16 днів проти насильства [21]
Всесвітня кампанія
100-річчя 8 березня [7]
Жіночі сторінки історії [10]
календар знаменних та пам’ятних дат
Новини Всеукраїнської мережі Центрів гендерної освіти ВНЗ [46]

Пошук

Вхід на сайт

Календар

«  Лютий 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Статистика


Онлайн всього: 6
Гостей: 6
Користувачів: 0