14:34 ŽEN d’АРТ | ||||
ŽEN d’АРТ
Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989–2009
Кураторы: Наталья Каменецкая, Оксана Саркисян. Художники: Наталья Абалакова, Семен Агроскин, Анна Альчук, Татьяна Антошина, Мария Арендт, Аннушка Броше, Вита Буйвид, Ира Вальдрон, Светлана Виккерс, Герман Виноградов, «ВМС» (Анна Абазиева, Елена Ковылина), Илона Гансовская, Катя Голицына, Людмила Горлова, Александра Дементьева, Елена Елагина, Анатолий Жигалов, Ева Жигалова, Лариса Звездочётова, Ольга Зиангирова, Наталия Каменецкая, Ольга Киселева, Елена Ковылина, Марина Колдобская, Мария Константинова, Нина Котёл, Татьяна Либерман, Марина Любаскина, Наталия Мали, Людмила Маркелова, Алёна Мартынова, Белла Матвеева, Мэрилин Монро (Владислав Мамышев-Монро), Лиза Морозова, Марина Мозговенко, Татьяна Назаренко, Маша Наймушина, Ирина Нахова, Анастасия Нелюбина, Марина Обухова, Мария Овчинникова, Лия Орлова, Анастасия Пахомова, Марина Перчихина, Татьяна Петрова, Боряна Росса, Вера Сажина, Айдан Салахова, Вика Самойлова, Оксана Саркисян, Татьяна Спасоломская, Екатерина Сысоева, Ольга Тобрелутс, Наталия Турнова, Ольга Флоренская, ФНО, Глюкля и Цапля (Наталья Першина-Якиманская, Ольга Егорова), Татьяна Хенгстлер, Вера Хлебникова, Ольга Чернышева, «Четвертая высота» (Катя Каменева, Галина Смирнская, Дина Ким), Наталия Цициашвили, Марина Черникова, Мария Чуйкова, Алена Шаховская, и другие. Одним из захватывающих сюжетов постсоветской России стал гендерный дискурс. Слова «гендер» и «феминизм» появляются в нашем лексиконе одновременно со словами «перестройка», «демократия», «плюрализм». На руинах советского строя возникают практики искусства, определившие эти новые качества общественного пространства. Наравне с получившим широкое признание и уже вписанным в историю радикальным акционизмом, это и гендерное искусство, впервые представленное на этой выставке как художественное явление. Утверждение женского взгляда и проблемы взаимодействия полов в отечественном актуальном искусстве сопряжены со спецификой постсоветского контекста. Советская политика, уравнивая в правах мужчин и женщин, привела к андрогинному нивелированию половых различий в обществе. Это, однако, не противоречило презентации в идеологическом пространстве женственности, понимаемой через материнскую функцию. Эта специфика национального контекста определила особенности языка, стратегий и актуальной проблематики российского гендерного искусства девяностых годов. Олеся Туркина и Виктор Мазин так определяют его авангардную роль этого периода в психоаналитической терминологии: «Во-первых, именно женская позиция — переходная в смысле сопротивления классификации, бюрократической стабилизации господского означающего фаллоса. Во-вторых, женская позиция как истеричная — это позиция вопрошания, позиция, задающаяся не только вопросом о себе, о своем поле, но и обращающаяся к господскому дискурсу: чего Ты от меня хочешь? Именно вопрос о желании Другого буквально оборачивается вопросом: кто мы такие». Выставка в Московском музее современного искусства является первой попыткой представить и исследовать двадцатилетний опыт российского гендерного искусства, ориентируясь на этапы его недолгой истории. Музейное пространство располагает к воссозданию фрагментов наиболее значимых выставок, что также позволяет сохранить первоначальный контекст репрезентации произведений в перспективе формирования языка гендерного искусства. В названиях разделов, составляющих выставку, нашли отражение основные термины гендерного искусства представленного периода: маскарад идентичностей, границы гендера, рефлексия культурных кодов, экзальтация материнского, археология ментального, уязвимость и другие. Тематическое деление вкупе с маркированием произведений исторической документацией, создает оптику для лучшего понимания гендерных аспектов художественного произведения. Произведения хорошо известных художниц и художников органично соседствуют с проектами, оставшимися до сих пор в тени истории и вместе формируют многогранную панораму постсоветского гендерного искусства. Выставка организована при участии Музейного центра РГГУ и АНО культуры "Творческая лаборатория ИНО". Программа: 2 октября 3 октября 15 октября 18 октября 20 октября 21 октября 27 октября Публикации в прессе:
СМИ: Claudia Arozqueta. The Gender History of Art in the Post-Soviet Space: 1989–2009. Artforum.com.
Екатерина Тарасова. «Анатомия — это судьба? ММСИ в поисках женственности». Интервью с куратором выставки Натальей Саркисян. Газета «Московский Комсомолец» № 25432 от 25 августа 2010 г. Александр Ястребов. «Жен d’Арт. В Московском музее современного искусства на Петровке открылась выставка». Журнал «Time Out Москва» №37 / 20 - 26 сентября 2010 г Андрей Ковалев. «"Жен d'Арт". Гендерная история искусства в постсоветском пространстве». Журнал «Time Out Москва». 3 сентября 2010 ВЕЛИМИР МОЙСТ «Zen d'АРТ. Гендерная история искусства в постсоветском пространстве: 1989 – 2009». Газета.ру Дмитрий Смолев. "Zen d'АРТ. Гендерная история искусства в постсоветском пространстве: 1989-2009". Газета «Известия-Неделя». 3 сентября 2010 г. Фоторепортаж на "The Main People” «"Жен d'Арт". Гендерная история искусства в постсоветском пространстве». Gay.Ru Блоги:
| ||||
|
Всього коментарів: 0 | |
Категорії розділу | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Пошук |
---|
Вхід на сайт |
---|
Календар |
---|
Статистика |
---|